Каллиграфия

17 мая 2012

Как и в остальных странах ареала китайской культуры, в Японии одним из видов изящного искусства является каллиграфия. На родине азиатской традиционной каллиграфии, Китае, она стоит на одном уровне с живописью и поэзией, считаясь одним из главных атрибутов каждого культурного жителя, а характер пишущего определяется качеством почерка. Часто, отзывы туристов содержать восхищение мастерством китайских каллиграфов. Благоговейное почитание каллиграфии пришло из Китая в Японию вместе с ее распространением.

История каллиграфии в Японии начинается с истоками внедрения в страну китайского способа письма примерно в пятом веке нашей эры. Изначально, японская письменность была полностью подобна китайской, но через некоторое время китайские иероглифы начали использоваться по-новому, адаптируясь к требованиям родного языка. Например, в середине восьмого века антология «Манъёсю» была создана китайскими иероглифами, которые несли значения японских слогов или японских слов. Фонетический метод письма, последний метод, в настоящее время известен под названием манъёгана. В начале девятого века такая практика приводит  к созданию слоговой японской азбуки, применяющейся или в комбинации с китайскими иероглифами, или в чистом виде. Широкое распространение использования слоговой азбуки приобрело в десятом веке, а в одиннадцатом становится главной формой каллиграфии. Но, не смотря на это, китайская каллиграфия долгое время имела статус литературного языка элиты средневековья, да и в более поздние времена не теряет свою популярность, но уже не на прежнем уровне.

Существует несколько стилей написания иероглифов, которые отражают процесс развития истории письменности в Китае. Архаический стиль, или тэнсё, традиционно использовался для создания официальных печатей. Канцелярский стиль, или рэйсё, применялся для официальных документов. Эти два китайских стиля —  самые древние стили Китая, не особо распространенные до периода Эдо, но в эту эпоху важное значение стало принимать изучение китайской истории.

Наиболее широкое распространение принимает употребление прописного стиля, или кайсё. Его популярность объясняется легкой узнаваемостью иероглифов. «Бегущий стиль», или гёсё, основан на быстрой скорости движения кисти, как следствие, происходит некоторое сокращение черт иероглифа. Зачастую, этот стиль употребляется при неформальной переписке. «Травяное написание», или сосё, — настоящий стиль курсивом, в котором соединяются или сокращаются части отдельных иероглифов, это преобразует написанное в изгибающиеся, плавные линии. При написании стилем сосё отдельные иероглифы могут быть разных размеров, при этом образуя художественные и ритмические формы.

Изменение орудий написания не зависело от изменения каллиграфии, оно практически оставалось неизменным с тех пор, как появилось на свет. Применяются два главных вида кистей – хософудэ, или тонкая кисть, и футофудэ, или толстая кисть. Толстая кисть служит для написания основного текста, а тонкая – для  вырисовывания иероглифов небольшого размера или для тонкого «курсивного» стиля. Китайская тушь, или суми, в основном, производится из древесной сажи или клея из шкуры животных, или масла, которое смешивается с рыбными костями, и в процессе высушивания превращается в палочку. Трением о чернильный камень, который с одной стороны имеет углубление для воды,  палочку размягчают, и она чернеет по мере натирания.  Завершает комплект орудий суйтэки –  маленькая капельница из металла или керамики. Сохраняют приборы для начертания каллиграфии в изысканно украшенной, лакированной коробочке – судзурибако.

Важный вклад в дело развития каллиграфии, в осознание ее эстетической ценности, принес монах Кукай. Вместе со своими современниками – императором Сага и придворным Татибана-но Хаямари, они прославились для будущих поколений как Сампицу – «Три кисти».

Эти статьи могут Вас заинтересовать:

Оставить комментарий

Перед отправкой формы:

Интересное
Поиск по сайту
Подпишитесь на наши новости!
Подпишитесь на наш RSS и будьте всегда в курсе обновлений сайта "Современная Япония"


Яндекс.Метрика
Последние комментарии